Aвтoры зaкoнoпрoeктa (pdf) пoдчeркивaют, чтo сущeствующaя нa данный момент система регулирования железнодорожных перевозок с РЖД в роли главного монополиста, продемонстрировала свою экономическую и правовую неэффективность. Предлагается новая схема, по которой государство будет заключать контракт с компанией-перевозчиком, компенсируя последней потери в доходах от регулируемой деятельности.
Соответствующий договор будет заключаться лишь с прошедшими конкурс перевозчиками и на срок не менее 15 лет. Российские власти планируют реализовать западную модель перевозок, которая осуществляется по формуле «конкуренция за маршрут» и предполагает появление локальных компаний с правом осуществлять пассажирские перевозки.
На данный момент рынок работает по формуле «конкуренция на маршруте» (несколько перевозчиков трудятся параллельно с РЖД), такое дублирование приводит, как считают авторы законопроекта, к неоправданно высоким расходам государства. Таким образом, Кабмин рассчитывает положить начало развитию частных железнодорожных компаний и «гармонизировать систему тарификации» в стране.