Вы находитесь здесь: Главная > Статьи > Шпионаж в ЦНИИмаш: задержанный Виктор Кудрявцев писал Путину

Шпионаж в ЦНИИмаш: задержанный Виктор Кудрявцев писал Путину

фoтo: Нaтaлия Губeрнaтoрoвa

Извeстный учeный, сoздaтeль кoсмичeскиx aппaрaтoв Лaпыгин, прoрaбoтaвший в ЦНИИмaш 46 лeт, тoжe oбрaщaлся к прeзидeнту с письмoм. Прaвдa, прoсил oн нe o пoмилoвaнии. Пo eгo слoвaм, дeлo прoтив нeгo былo пoлнoстью сфaбрикoвaнo. В свoeм пoслaнии Лaпыгин сooбщил, чтo «учaствoвaл в сoздaнии всех ракетоносителей, межконтинентальных баллистических ракет и возвращаемых космических аппаратов, созданных в СССР и в России после 1970 года». А с 1987 по 2005 годы работал начальником «Научно-технического центра аэрогазодинамики».

В 2015 году к Лапыгину домой и к его близким родственникам нагрянули с обыском. А через два дня ученый, который на тот момент был на год старше Кудрявцева, был помещен под домашний арест по обвинению в госизмене.

Однако, как утверждает сам Лапыгин, это обвинение оказалось надуманным. Якобы, в 2009 году он, будучи в Китае, передал китайской стороне программу, с помощью которой можно «рассчитать оптимальные аэродинамические характеристики гиперзвуковых летательных аппаратов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну».

Дело и действительно странное. Следствие утверждало, что Лапыгин в декабре 2011 года со своего домашнего компьютера отправил китайскому контактеру, с которым познакомился в командировке, заархивированный файл. И за это он, вроде бы, должен был получить 90 тысяч долларов США.

Правда, подтверждения того, что Лапыгин получил эти деньги, не нашлось.

Сам же осужденный пояснил, что он сотрудничал с китайцами по разным проектам и все его командировки были согласованы с руководством. Он не отрицал, что отправлял своему знакомому из Китая файл, в котором применялись формулы расчетов. Только это, по его словам, была демо-версия программы, которая была призвана продемонстрировать потенциальным покупателям ее возможности. И действовал ученый, как он утверждал, в интересах ЦНИИмаш, поскольку программа была разработана там.

При этом, как пояснял Лапыгин, в отправленном им варианте программа могла просчитать только пример для «спускаемого аппарата типа «Союз», неоднократно описанный в открытых публикациях». А в 2012 году эта программа была зарегистрирована в «Роспатенте», то есть, в ней не могло содержаться секретных сведений.

Но эксперты, которых привлекло следствие, признали переданные Лапыгиным сведения секретными. Правда, среди них были коллеги Лапыгина, с которыми он серьезно конфликтовал. После этого руководство ЦНИИмаш получило предписание о необходимости программу засекретить. Поэтому, в суде она уже фигурировала как секретная, несмотря на то, что известные ученые, выступившие на процессе в качестве свидетелей, утверждали, что подобных программ разработано множество, в том числе и коммерческих и они применяются повсеместно. А сам автор программы рассказал, что использованные при ее разработке сведения опубликованы в открытых источниках.

После того, как письмо Лапыгина к президенту было освещено в СМИ, высказывались предположения, что само по себе открытое озвучивание учеными в суде своей позиции было рискованным шагом, поскольку это противоречит обвинению, выдвинутому ФСБ.

Суд, правда, к свидетелям не прислушался и отправил Лапыгина в колонию на 7 лет. Лапыгин же в своем последнем слове пояснил, что связывает свое уголовное преследование с оговором со стороны одного из сотрудников ЦНИИмаш и сотрудника ФСБ, который курировал ЦНИИмаш.

«Возможно, причиной моего ареста явились мои требования об обеспечении финансовой прозрачности и сохранении кооперации соисполнителей работ по разработке проектной документации на реконструкцию экспериментальных стендов. В начале 2015 года я являлся техническим руководителем по программе переоборудования исследовательских установок с достаточно крупным бюджетным финансированием и требовал от представителей подрядчиков четкой и ясной отчетности, на что идут бюджетные средства /…/ По времени имеется хорошая корреляция между моим арестом и сознательным развалом работ по разработке проектной документации», — также предполагал Лапыгин в письме президенту.

Связан ли каким то образом арест Виктора Кудрявцева с делом Лапыгина — не известно.

В Роскосмосе, между тем, пояснили, что дело о госизмене, по которому проходит Кудрявцев, связано с работой сотрудников корпорации в 2013 году. Именно за этот период времени, по словам источника в Роскосмосе, изымались документы при обысках как в самой корпорации, так и в ЦНИИмаш.

Впрочем, как пояснил «МК» бывший сотрудник спецслужб, «утечка подобной информации всегда идет от интересанта, который возбудил дело».

Это является неким оперативным действием, цель которого пресечь распространение последствий, которые были допущены действиями подозреваемых, — говорит наш собеседник.

По его словам, представители Роскосмоса не могли дать такую информацию просто так, поскольку они посвящены в подробности расследуемого дела только в той части, в которой оперативная служба считает необходимым.

Это все согласованная со следствием позиция. В таком виде преступлений, поверьте, ни одна организация, тем более государственная, не имела бы смелости делать какие-то не согласованные со следствием поспешные заявления. Любые самостоятельные действия могут навредить, потому что речь может идти об утечке очень уязвимой информации, благодаря которой Россия, возможно, могла иметь приоритет в исследованиях. Чтобы не нанести вреда еще большего, следствие, наверняка прибегло к определенной хитрости — дескать, ищите там, где мы сказали, а на самом деле все совсем по-другому.

Читайте материал   «Статья у меня ужасная»: тюремные будни престарелого госизменника из ЦНИИмаш»

Комментарии закрыты.