Вы находитесь здесь: Главная > Общество > 3 июля просили не приходить. Как выглядит мастерская художника в башне сталинки на площади Победы

3 июля просили не приходить. Как выглядит мастерская художника в башне сталинки на площади Победы

Истoчник мaтeриaлa:
Tut.by

Нa   плoщaди Пoбeды eсть чeтырe зaгaдoчныe бaшни в   стaлинкax. В   oднoй из   ниx дoлгoe врeмя былa мaстeрскaя xудoжникa-грaфикa, нo   тeпeрь oн   пeрeeзжaeт нa   нoвoe мeстo. Пeрeд eгo oтъeздoм TUT.BY пoбывaл в   мaстeрскoй с   прeкрaсным видoм нa   прoспeкт и   жeлтыe вaзы и   узнaл, кaк тaм рaбoтaлoсь пeрeд пaрaдaми.




—   Ну   вoт, мoя мaстeрскaя. Лeт 20 я   тут тoчнo рaбoтaю. O   высeлeнии я   узнaл, нaвeрнoe, мeсяц нaзaд, нo   я   сaм сoглaсился,   — гoвoрит Гeннaдий Грaк, бoдрo пoднявшись с   нaми нa   шeстoй этaж.


Гeннaдию Стeпaнoвичу 80 лeт, oн   xудoжник-грaфик, спeциaлизируeтся нa   линогравюрах   — это вид гравюры, изображение для которой сначала вырезают на   линолеуме или другой полимерной основе, а   затем отпечатывают на   листе бумаги. Грак работает и   принимает заказы до   сих пор.




Мастерскую все это время арендовал Союз художников, теперь ее   планирует приватизировать новый сосед снизу. Поэтому Грак переезжает в   мастерскую в   Смолевичах, расположенную в   доме, который построил его сын. Художник признается, что ему немного жаль покидать это место, хотя с   новым соседом вопрос решили мирно и, как говорит сам художник, «по-человечески»: тот помог с   ремонтом новой мастерской и   переездом.


—   Все восхищались видом и   окнами мастерской. Еще до   развала Советского Союза я   хотел ее   выкупить, но   горисполком отказал, потому что нежилые помещения не   продаются, а   сейчас уже разрешают. Я   же   не вечно буду жить, это все надо переместить. Сын выделил мне под мастерскую комнату примерно на   30 квадратных метров.




Этот месяц Геннадий Степанович готовится к   переезду, но   вещей все еще много. В   башне две комнаты: одна рабочая мастерская на   20 «квадратов» и   примерно такая   же «подсобка», где хранятся работы Грака. Здесь еще остались линогравюры художника, некоторые керамические скульптуры его дочери   — Жанны Грак, диван, материалы для работы, заготовки, банки с   краской, есть даже самовар и   два больших станка.


—   Этот, на   металлических рейках, подняли сюда четыре солдата. Его нужно было собирать. Еще не   знаю, как я   этот станок перевезу, нужно будет нанимать людей,   — говорит художник.





«Жил и   работал здесь: спал два-три часа на   этом диване, потом вставал»

В   башне есть электричество и   отопление. Правда, когда-то воду отключили, не   слили, она замерзла, и   трубы прорвало. После этого батареи срезали, так что Грак решил пользоваться обогревателем. Также художник сделал себе полноценный санузел.


—   Ванну я   поставил сам, она мне нужна была для работы: там я   замачивал бумагу. Когда она немного подсыхает, хорошо печатать.



На   стене висят готовые работы Геннадия Грака. Рядом стоит печатный станок для линогравюр

В   особенно загруженные работой дни художник здесь даже жил.


—   Бывало. Особенно в   советское время, когда были заказы от   художественного комбината: киевские, московские серии работ на   определенные темы. Поэтому жил и   работал здесь: спал два-три часа на   этом диване, потом вставал, садился за   стол и   резал гравюру. Как устал   — опять поспал. Мне нравилось,   — говорит Грак.



Одна из   линогравюр Грака для книги. Потом ее   нужно печатать на   бумаге с   помощью станка

Сколько платил за   аренду, художник уже не   помнит. Говорит, что иногда суммы были громадные и   однажды его выручили киношники: снимали тут фильм и   за   это помогли с   оплатой.



Неудобства мастерской: взламывают воры, а   из-за парадов нельзя смотреть в   окно

К   парадам и   другим мероприятиям с   участием первых лиц на   площади Победы мастерскую опечатывают. Соседние двери, ведущие на   чердак, тоже опечатаны много раз «в   связи с   проведением массовых мероприятий».




—   За   день приходит участковый, опечатывает мастерскую. Несколько лет назад тут была какая-то делегация, возлагали венки, но   у   меня была работа. Пришел участковый, попросил уйти меня из   мастерской, сказал: «Ни   в   коем случае не   подходите к   окнам. Могут подстрелить». Он   ушел   — я   сюда вернулся. Смотрю в   окно и   вижу, как на   соседней башне сидит снайпер и   водит винтовкой. Я   не   испугался, у   меня   же ничего такого нет, но   удивился: тут   же и   люди живут, что, они к   окнам не   подходят?


Последний раз участковый тоже рекомендовал 3   июля в   мастерскую не   приходить.











Грак рассказывает, что помещение несколько раз взламывали воры, некоторые вещи из   мастерской исчезали.


—   Месяц назад опять залезли и   обворовали. В   основном брали книги, краски и   кисти. Издания по   искусству, например, итальянского издательства Rizzoli. У   нас они стоили очень дорого, мы   ездили за   ними в   Москву. Одна книжка была как зарплата   — 120−140 рублей.


Художник рассказывает, что в   первый раз обратился в   милицию   — там сказали, что будут расследовать. Больше новостей по   украденным вещам не   поступало.


Бывали проблемы и   с   коммунальниками: по   углам потолка   — разводы. Грак говорит, что крыша протекала, а   как ее   отремонтировать, службы не   знали.



«Это место было мастерской с   1954 года»



До   переезда в   мастерскую на   площадь Победы Грак работал в   коллективной мастерской на   Сурганова   — место там давали от   Белорусского театрально-художественного института, где Геннадий Степанович был старшим преподавателем на   кафедре графики. В   1988 году оттуда ушел   — пришлось покинуть и   мастерскую. Тогдашний председатель Союза художников скульптор Геннадий Буралкин пригласил Грака работать в   башне, которая как раз освободилась.


—   Это место было мастерской с   1954 года. Художник, который здесь работал до   меня, уехал в   Израиль. Он   сделал тут лесенку, пол, потому что под мастерской чердак   — несколько метров пустоты.



В   мастерской на   площади Победы в   1998 году. Г.   Грак, В. Якунин, В. Мастеров. Фото: facebook.com/gennadij.grak

Грак рассказывает, что соседи к   нему относились всегда хорошо. Некоторые приглашали в   гости. Иногда в   мастерской он   обучал сына и   дочь графике, учеников, собирались здесь и   бывшие студенты, приходили отдохнуть коллеги.


—   Правда, некоторые коллеги уже поумирали. Постоянно сюда приходили друзья на   мой день рождения   — 25   августа. Бывало, иду в   мастерскую, а   тут на   лавочке уже к   пяти часам собираются друзья, потому что знают, что отметят, что у   меня тут будет коньячок. Друзья не   забывали, всегда приходили. Не   люблю я   мероприятия, когда сел за   стол и   сидишь, выпил, закусил. А   в   мастерской художники общались об   искусстве, о   прошедших выставках   — это совсем другой интерес.


Напоследок художник Геннадий Грак говорит, что эта мастерская   — его любимое место.


—   Все мне тут дорого. Где-то глубоко в   душе расставаться сложно.




Мастерская в   башне   — на   балансе Минских городских общежитий. Там нам рассказали, что еще не   знают о   планах на   это помещение, договор аренды с   ними Союз художников не   разрывал.


В   Союзе художников объяснили, что город предложил взамен этой мастерской другие, поэтому от   аренды в   башне решили отказаться. Какие планы у   нового собственника   — не   знают.




Читайте также




Вложили 10 тысяч долларов. Охранник и   маркетолог открыли на   мосту на   Немиге новое пространство




«В   Шабанах разобрали байк». С   какими проблемами столкнулся велошеринг в   Минске и   его пользователи

 

Теги: Новости, Минск
 

Комментарии закрыты.