Вы находитесь здесь: Главная > Общество > «До сих пор помню жару на сахарном заводе». Как 55 лет назад американцы на повозке приехали в Беларусь

«До сих пор помню жару на сахарном заводе». Как 55 лет назад американцы на повозке приехали в Беларусь

Истoчник мaтeриaлa:
Tut.by

Этo прoстo фaнтaстикa! Прeдстaвьтe: 1964 гoд, рaзгaр xoлoднoй вoйны, СССР и Сoeдинeнныe Штaты, мягкo гoвoря, в   нe   сaмыx лучшиx oтнoшeнияx. И   вoт удивлeнныe сoвeтскиe житeли нaблюдaют нeoбычную кaртину   — пo   дoрoгe в   фургoнe, зaпряжeннoм двумя лoшaдьми, eдут aмeрикaнцы. Флaг СШA гoрдo рaзвeвaeтся пoзaди крытoй пoвoзки. Впрoчeм, мнoгиe житeли Сoвeтскoгo Сoюзa и   флaгa aмeрикaнскoгo-тo дo   этoгo нe   видeли, нo   срaзу кaк-тo пoнимaли, чтo эти шeстeрo   — инoстрaнцы. Прo путeшeствующую из   СШA в   СССР сeмью Гиллис писaлa прeссa пo   oбe стoрoны oкeaнa. Путeшeствeнники дaжe пoпaли нa пeрвую пoлoсу The New York Times. A   нeoбычный вoяж aмeрикaнцeв зa   жeлeзный зaнaвeс нaчaлся в   Брeстe. 12   сeнтября 1964 гoдa oни пeрeсeкли грaницу с   Пoльшeй   — и   oстaнoвились oкoлo oблaстнoгo цeнтрa нa   нoчлeг…


TUT.BY нaшeл дoчь путeшeствeнникa Лeoнa Гиллисa, кoтoрый был глaвным инициaтoрoм вoяжa,   — Кэрoл Пoнтoн. Вo врeмя пoeздки в   СССР eй было 17 лет.



Перед своим первым путешествием семья сфотографировалась около фургона. Тогда Леон со   смехом заметил: «Вы   все выглядели, как обычная семья, а   не   путешественники!» Но   был не прав: американские журналисты писали, что Гиллисы   — самая фотографируемая семья в   Штатах того времени после Кеннеди. Фото: facebook.com/The-Last-Wagon-West

Собкор   в   БССР газеты «Известия» 12   сентября 1964 года передал в   Москву по   телефону важную и   срочную новость: «В   Брест прибыли необычные путешественники, совершающие поездку из   США в   Москву в   старинном конном фургоне. В   экипаже   — супруги Гиллис   — Леон Хилтон и   Ивоне Марцелла   — с   тремя дочерьми и   сыном».


К   тому моменту за   плечами американцев уже было одно большое путешествие   — по   Америке, в   1962 году они на   той   же повозке за   294 дня проехали от   побережья до   побережья. А   потом решили покорить Европу и   Советский Союз. И   у   них все получилось!



Кэрол   — крайняя слева. Фото: из   личного архива

Главным вдохновителем путешествий был, конечно отец семейства   — Леон. Тогда ему был 41 год. В   какой-то момент мужчина решил кардинально поменять свою жизнь и   соорудил крытую конную повозку в   стиле вестерн. Он   назвал свой дилижанс «The Last Wagon West»   — «Последний фургон Запада»   — загрузил туда семью и   поехал. Для того времени такие вояжи и   то, что мужчина оставил стабильную работу управляющего рестораном в   Ричмонде, было чем-то экстраординарным.



На   дорогах в   Советском Союзе.


В   Советском Союзе.

—   В   путешествие по   США на   повозке наша семья отправилась потому, что родители хотели проводить как можно больше времени с   нами и   показать нам Америку в   «черепашьем» темпе, чтобы мы   ничего не   упустили. В   1961 году по   телевизору показывали много вестернов. Нам понравился сериал про ковбоев «Караван повозок» (Wagon Train) и   мы   подумали, что именно такой фургон   — это очень классный транспорт для нашего путешествия. Мы, дети, ждали выезда с   нетерпением   — и   тогда еще не   представляли, насколько порой будет сложно,   — рассказывает сейчас 72-летняя Кэрол.



Журнал «Life» за   ноябрь 1964 год

Семья жила в   фургоне, умывалась в   реках, а   еду им   приносили чаще всего неравнодушные люди. Поэтому, вспоминает женщина, в   первой поездке семейство потратило не   очень много денег.



В   Чехии.

Проехав по   США, Леон решил продолжить свои путешествия   — и   вместе с   детьми направился в   Европу. До   другого континента добирались на   океанском лайнере Queen Mary. Двух лошадей, Веру и   Марианну, необычным путешественникам в   Голландии подарил бизнесмен Фредди Хайнекен (да-да, тот самый Альфред Генри «Фредди» Хайнекен   — голландский бизнесмен, создатель пивоваренного холдинга Heineken. —   Прим. TUT.BY), который потом на   долгие годы стал хорошим другом Гиллисов.



С   Фредди Хайнекеном. Фото: facebook.com/The-Last-Wagon-West

—   Путешествие через Европу было для нас чем-то новым. Мы   выехали из   Амстердама в   Москву в   1964 году во   время холодной войны. Проехали Голландию, Францию, Люксембург, Германию, Чехословакию, Польшу, Беларусь и   Россию. Везде нас встречали замечательно, особенно в   странах коммунистического блока. Люди были гостеприимные, добрые и   очень интересовались нашим путешествием,   — рассказывает Кэрол.


Гиллисы ехали неспешно, часто останавливались в   интересных для них местах. Например, разбили лагерь около Эйфелевой башни и   жили там около 10 дней.



В   одном из   европейских городов. Фото: facebook.com/The-Last-Wagon-West

И   везде фургон становился объектом внимания местных жителей. Особенно при виде крытой повозки радовались дети   — они бежали за   экипажем следом и   с   любопытством заглядывали внутрь.


—   Люди всегда обращали на   нас внимание, особенно в   СССР. Некоторые просто останавливали свои машины посреди дороги, чтобы посмотреть на   нас. Так парковаться было запрещено, поэтому они поднимали капоты своих автомобилей, мол, тормознули не   на   нас посмотреть, а   из-за поломки. Дети так вообще шли за   нашей повозкой по   несколько миль, а   взрослые, бывало, кидали под копыта наших лошадей цветы. Ночевали мы   в   повозке под тентом, а   наутро очень часто находили на   «водительской» сидушке буханки хлеба с   солью. Как мы   поняли   — это знак гостеприимства. Это было очень кстати. Мы   в   Европе ели в   маленьких кафешках, а   в   СССР они были только в   городах, расстояние между которыми было очень большое,   — вспоминает Кэрол.



В   одном из   советских колхозов. ​​​​Фото: из   личного архива

На   границу с   Советским Союзом семья приехала 12   сентября 1964 года.


  — В   те   годы посетить СССР было сложно. Мало кому это удавалось. Нам повезло получить в   Польше советские визы. Более того, нам их   выдали совершенно бесплатно   — хотя по   тем временам они могли нам обойтись в   большую сумму. Вопреки ожиданиям, в   поездке по   Союзу нас никто не   сопровождал. Мы   могли ехать куда захотим и   когда захотим, встречаться с   кем угодно. В   то   время в   США был всплеск интереса к   жизни в   СССР. Папа, который вырос в   бедной семье, соглашался со   многими социалистическими идеями, ему Советский Союз был близок. Он   очень хотел встретиться с   Хрущевым. И   это   бы стало логическим завершением нашего путешествия. К   сожалению, никто нам не   сказал, что еще за   7 дней до   того, как мы   приехали в   Москву Хрущева уже отстранили от   занимаемой должности. Папа не   расстроился, просто был немного разочарован. Казалось невероятным уже то, что мы   доехали до   Москвы   — никто не   верил, что у   нас получится,   — рассказывает Кэрол.



Фото: minsk1067. livejournal

Правда, если по   Западной Европе американцы путешествовали в   количестве восьми человек, то   за   железный занавес отправилось только шестеро: один из   сыновей четы вернулся в   Америку, чтобы закончить образование, а   старшая дочь   Ли Энн застряла в   ФРГ, где у   нее случился роман с   американским пилотом вертолета, который там базировался. Девушка вышла замуж и   дальше с   родителями не   путешествовала.


  — Из-за новостей в   газетах и   по   радио мы   боялись въезжать в   Советский Союз. А   оказалось, что многие из   публикаций были обычной пропагандой. Люди были очень дружелюбные и   постоянно задавали вопросы о   нашем путешествии. Помню, я   тогда подумала: «Наверное, они к   нам так тепло относятся потому, что видят перед собой таких   же простых людей, как они сами». В   СССР мы   ехали из   польского Тересполя. Переночевали возле пункта пропуска на   польско-советской границе и   двинулись дальше. На   границе нашу повозку осмотрели, и   нам разрешили проехать на   советскую сторону.



Фото: facebook.com/The-Last-Wagon-West

В   Бресте с   путешественниками встретился корреспондент советского журнала «Огонек». Леон тогда рассказывал журналисту:


  — Я   — простой человек и   предпринял свое путешествие только для того, чтобы посмотреть мир и   показать его своим детям. Вместе с   тем, я   патриот своей земли, хотя и   не   считаю, что США   — это предел мечты. У   нас немало таких проблем   — вроде миллионов безработных   — которые не   делают народ счастливым.


Кэрол рассказывает: их отец всегда говорил, что поездка эта для того, чтобы показать детям жизнь.


  — Поэтому в   какой   бы город мы   ни   приезжали, мы   всегда посещали местное производство и   музей. До   сих пор помню, какая жара стояла на   сахарном заводе в   Беларуси (скорее всего, речь идет о   Жабинковском. —   Прим. TUT.BY).



Журнал «Soviet life» за   1965 год. Семья Гиллис на   площади Победы в   Минске.

Посещали Гиллисы и   колхозы, бывали в   гостях у   простых жителей. Например, ужинали под Минском у Ольги Шатиковой, бухгалтера одного из   сельхозпредприятий страны. А   в   одном из   белорусских колхозов местные мужики помогали им   править подковы лошадей.



В   Могилевской области.

А   еще семья попала в   кинохронику   — художественную и   документальную. Так, фургон можно увидеть в   полнометражной ленте «Беларусьфильма» «Любимая» и   в   киножурнале «Новости дня. Хроника наших дней» №   41 за   1964 год.


Вот пароконный дилижанс медленно едет по   центральным улицам белорусской столицы в   потоке машин и   автобусов, вот поворачивает на   площадь Победы. Минчане собрались на   тротуарах и   приветствуют путешественников. Событие!


Есть похожая кинохроника из   Москвы: широкие улицы, улыбающиеся москвичи и   необычная повозка посередине проезжей части. В   столице СССР Гиллисы помимо проезда по   главным улицам города, погуляли на   Красной площади. И   даже отстояли очередь в   мавзолей Ленина.


Путешествие по   Европе у   семьи Гиллис заняло около года. Примерно пять месяцев они провели в   странах соцлагеря, остальные   — на   Западе.



На   Красной площади


В   очереди к   мавзолею

  — Из   путешествия по   СССР запомнились живописные пейзажи, маленькие города и   люди. Почему-то до   сих пор я   помню, как женщина под Смоленском выкапывала картошку в   поле. А   еще очень выделялся Минск. Он   выглядел как-то иначе, не   так, как остальные советские города. Все было красиво и   наполнено историей. Мы   хотели издать книгу по   итогам своих путешествий. На   сегодняшний день она написана наполовину. Пишем и   сейчас. К   счастью, сохранились наши дневники, фотографии, вырезки из   газет,   — говорит Кэрол.




Путешествие закончилось в   Москве. Американская семья возвращалась домой сначала на   машине до   Амстердама, а   потом на   корабле Statendam в   США. Фургон увезли с   собой, загрузив его в   контейнер. Что касается лошадей, то   одна из   них   — Марианна   — заболела в   России.


  — Семь ветврачей приехали к   нам из   Москвы, чтобы ее   спасти. К   сожалению, не   удалось. Вторую лошадь, Веру, мы   подарили колхозу под Москвой,   — говорит Кэрол. —   Из   путешествия мы   привезли много писем, значков, игрушек, монеток, книг и   фотографий, но   самое ценное   — это память о   людях и   их   доброте. Благодаря им, мы   осилили весь путь. Мы   всегда хотели проехать в   повозке по   Европе и   СССР еще раз, но   на   новое путешествие уже больше никогда не   было ни   денег, ни   времени: работа, школа, заботы. Та   поездка оставила много приятных воспоминаний: встреча с   мистером Хайнекеном в   Амстердаме, неделя под Эйфелевой башней в   Париже, Минск, ужин в   гостях у   родителей Юрия Гагарина и   наш проезд на   повозке по   широким улицам Москвы,   — вспоминает Кэрол.


Леон Гиллис умер в   2010 году. Чуть позже умерли его жена и   старшая дочь   Ли Энн.




Читайте также





Заговорщики. Как сложилась судьба тех, кто сверг Никиту Хрущева?




Покоритель Северного полюса. Как создавалась первая в   мире атомная подлодка

 

Теги: Новости, Брест
 

Комментарии закрыты.