Вы находитесь здесь: Главная > Общество > «Какое мы имеем право забирать телефоны?» Учителя о том, как в школах решают вопрос с мобильными

«Какое мы имеем право забирать телефоны?» Учителя о том, как в школах решают вопрос с мобильными

Истoчник мaтeриaлa:
Tut.by

Пoслe гoмeльскoгo скaндaлa, кoгдa учитeль выругaлaсь мaтoм нa   учeникa   — и   видeo кoнфликтa вызвaлo oбщeствeнный рeзoнaнс, мoбильныe вo   мнoгиx шкoлax зaпрeтили. Спустя пoлтoрa мeсяцa пoслe кoнфликтa TUT.BY узнaл, кaк учитeля рeшaют вoпрoсы с   тeлeфoнaми.



Снимoк испoльзуeтся в   кaчeствe иллюстрaции. Фoтo: ReutersСтoлин. «Зaпрeт   — этo чтo-тo кaтeгoричнoe, нeльзя   — и   всe. Нo   бывaeт, тeлeфoн нужeн»

В   срeднeй шкoлe №   2 Стoлинa ужe мнoгo лeт eсть прaвилo: нa   урoкax дeти прячут тeлeфoны в   рюкзaки. Кoгдa имeннo в   устaв и   прaвилa внутрeннeгo рaспoрядкa внeсли этoт пункт, дирeктoр Aллa Лoзицкaя ужe тoчнo нe   пoмнит. Нo   рeбятa, кoтoрыe первыми начинали по   нему жить, уже закончили школу.


Алла Лозицкая. Фото: личный архив Аллы Лозицкой

Важно: телефон на   занятиях не   запрещен. Речь идет об   ограничениях в   пользовании.


—   Запрет   — это что-то категоричное, нельзя   — и   все. Но   ведь, бывает, телефон нужен,   — поясняет механизм Алла Николаевна. —   Я, например, преподаю русский язык и   литературу. Для своих учеников в   гугле я   сформировала папку со   всеми словарями. Предположим, на   уроке детям необходимо посмотреть значение какого-то слова. Зачем ребенку бежать в   библиотеку, если посмотреть это они могут и   с   телефона. Причем это не   значит, что все 26 учеников должны должны достать мобильный. Может и   кто-то один, могу и я.


По   словам директора, в   школе давно сложилась практика, что на   занятиях дети не   злоупотребляют телефонами. Бывает, рассказывает собеседница, ребенку срочно нужно к   врачу. И, например, мама может позвонить или написать ему на   уроке, напомнить об   этом. Тогда перед занятием школьник предупреждает учителя: ему нужно будет ответить.


—   Были ситуации, что к   вам как директору приводили школьников, которые отвлекались на   мобильный на   уроке?


—   Бывало, но   очень редко. Тогда я   звонила родителям, они приходили, я   поясняла ситуацию и   отдавала им   мобильный ребенка. На   завтра школьник приходил на   занятия без телефона.


—   После гомельской истории в   некоторых школах стали забирать мобильные на   весь день, почему вы   решили этого не   делать?


—   Возможно, если   бы мобильные нам сильно мешали, мы   бы   подумали об   этом, но   такой проблемы нет. В   начальной школе некоторые учителя, чтобы дети не   отвлекались, все   же собирают у   ребят телефоны,   — продолжает собеседница. —   Для старшеклассников мы   решили этого не   делать. Да   и   зачем? Школа у   нас довольно плотная, и   где-то выделять помещение специально для телефонов… А   надо   ли? К   тому   же, есть дорогие гаджеты, какое мы   имеем право их   забирать.



Пинск. «Если на   занятии телефон остается у   ребенка, ученик на   него отвлекается»

После гомельской истории во   всех кабинетах школы №   10 Пинска появились коробочки для мобильных телефонов. Их   школа купила за   свой счет. В   каждой коробке по   30 ячеек, куда перед началом занятия ученики кладут свои мобильные. А   после урока забирают.


—   Если на   уроке дети разбирают темы, где нужно что-то посмотреть в   интернете, они берут телефоны, смотрят, а   потом возвращают в   коробочку,   — рассказывает Елена Ярошук, учитель истории и   обществоведения   СШ №   10 Пинска. —   Получается еще и   физкультминутка.



Снимок используется в   качестве иллюстрации. Фото: Станислав Коршунов

Несмотря на   то, что особых проблем с   телефонами в   школе и   раньше не   возникало, к   нововведению ученики отнеслись спокойно. К   тому   же, уточняет Елена Владимировна, строгого запрета на   мобильные у   них нет. Если смартфон школьник не   сдал, а, выключив звук, положил в   рюкзак, вопросов к   ребенку не   возникнет. Главное, чтобы ребенок не   пользовался гаджетом на   уроке.


—   В   этом году я   преподаю в   5 и   6 классах. По   опыту скажу, если на   занятии телефон остается у   ребенка, ученик на   него отвлекается   — где-то нажал, где-то задел, уронил,   — описывает ситуацию педагог. —   А   так нет телефона   — нет повода для проблемы.


Почему решили собирать телефоны именно в   коробочки? Так удобнее.


—   Некоторым детям идея коробочек очень понравилась. Недавно в   школе проходил первый этап республиканской олимпиады. Так вот перед тем, как приступать к   заданиям, участники стали сами предлагать сдать мобильные. Так, объясняли, будет честнее.


—   Почему телефоны решили забирать только на   уроках? В   некоторых учебных заведениях их   сдают на   весь день.


—   Чтобы у   детей оставалась возможность быть на   связи с   родителями. Где-то, если нужно позвонить маме, получить поддержку. Да   и   не стоит быть категоричными, когда у   правила более мягкий вариант, его проще принимают,   — поясняет ситуацию учитель. —   К   тому   же, суть нововведения не   только в   том, чтобы на   занятии ребенок не   отвлекался на   мобильный. А   в   том, чтобы он   научился выполнять правила. И   тут уже не   важно, это правила дорожного движения или правила пользования мобильным. Ведь если человек поймет, что этим правилам нужно следовать, он   и   все другие не   нарушит.


—   После того, как дети стали сдавать мобильные, на   уроках стало проще работать?


—   Я   бы   сказала удобнее. На   уроке ученик должен слушать учителя (тут, конечно, все зависит от   педагога), а   посидеть в   гаджетах ребенок и   потом успеет.


—   А   что будет, если ребенок не   сдаст телефон, и   на   уроке ему кто-то позвонит?


—   Учитель попросит ученика отключить звук и   сдать мобильный.


—   А   к   директору его за   это не   отправят?


—   Конечно, нет! Нельзя так решать вопросы,   — улыбается собеседница. —   Да и   у   директора других дел хватает.



Минск. «Если возникает экстренная ситуация, родители могут написать мне»

В   уставе школы №   111 Минска прописано: «во   время учебного процесса пользоваться телефонами запрещено». Перед тем, как оправить ребенка в   первый класс, мама или папа ставят подпись о   том, что с   документом ознакомлены. После этого их   задача   — донести до   сына или дочки, что играть с   мобильным на   занятиях нельзя.



Фото: личный архив Инги Тихоновецкой

—   Не   знаю, как у   старшеклассников, но   в   начальных классах телефон у   ребенка в   школе   — это ответственность учителя,   — делится мнением Инга Тихоновецкая, учитель начальных классов   СШ №   111 Минска. —   Мобильные обычно появляются у   детей на   второй год учебы. И   тут педагог должен договориться с   ребятами и   их   родителями и   установить правила пользования мобильным.


В   третьем классе, с   которым сейчас работает Инга Петровна, они такие: приносить мобильный в   школу можно. Ученик приходит в   учебное заведение и   до   начала занятий звонит родителям, сообщает: добрался, все отлично. После этого он   отключает звук и   до   конца уроков прячет гаджет в   рюкзак. И   даже, говорит педагог, не   достает его на   переменах.


—   Если возникает какая-то экстренная ситуация, родители могут написать мне в   мессенджер,   — рассказывает собеседница. —   При этом мамы и   папы знают: на   занятиях я, как и   дети, отключаю в   телефоне звук.


—   Ну, а   если ребенок не   принимает ваши правила.


—   В   моих классах проблем с   телефонами нет,   — отвечает Инга Петровна. —   У   нас в   школе высокоскоростной интернет. Поэтому мы   с   родителями моих детей решили использовать в   образовательных целях планшеты. В   итоге ситуаций, что ребенок приходит из   дома, где много всякой техники, в   школу, где всего этого под рукой нет, не   возникает, и   к   телефону малыша не   тянет. Он   понимает: планшет для работы, мобильный для связи.


Описывать ситуацию с   телефонами в   других классах педагог не   берется. Говорит, у   каждого учителя свои методы. Как-то одна ее   коллега предлагала ученикам перед уроками сдавать гаджеты в   «волшебную коробочку». Мера, говорит Инга Петровна, оказалась вынужденная. У   мамы одного из   мальчиков была сильная тревожность, и   она часто набирала ребенка. «Телефон в   коробочке» за   несколько месяцев помог решить эту проблему.


—   Но   вы   не сторонник того, чтобы забирать телефоны?


—   Нет, зачем? Телефон   — неотъемлемая часть жизни современного человека. Нельзя забирать его у   ребенка. Нужно учить детей культуре пользования мобильным. К   тому   же, оставляя у   школьников телефон, мы   показываем, что доверяем им.

 

Теги: Минск
 

Комментарии закрыты.