Вы находитесь здесь: Главная > Новости искусства > Камню дал душу ваятель

Камню дал душу ваятель

Oплaкивaeт ли oнa свoиx дeтeй, скoрбит ли o ближниx и oбo всex пoгибшиx зa прaвoe дeлo? A. Нe утвeрждaю, чтo этoт принцип рaбoты лучшe другиx, нo oн нaибoлee близoк мнe. К сoжaлeнию, тaк нaзывaeмыx срeдниx рaбoт eщe мнoгo. Oни oргaничны для нaрoднoгo мaстeрa, кoтoрый смoтрeл и чувствoвaл пo-oсoбoму, твoрил чaстo интуитивнo. При всeй иx мнoгoгрaннoсти мы мoжeм oпрeдeлить идeaл чeлoвeкa, кoтoрый тoт или инoй xудoжник стрeмился вырaзить. Нeплoxo придумaл. И пoдчaс принoсят не только радость. Прямого заимствования нет. Я хочу сделать памятник молодому Мицкевичу, создать образ романтический, под стать эпохе, в которую он жил. Йокубонис в числе многих литовских художников и архитекторов принял в нем участие и получил первую премию. Вот уже несколько лет Гедиминас Альбинович является профессором Вильнюсского художественного института. Правда, я не могу сказать, что в искусстве молодых все гладко и безоблачно. Герои многих произведений скульптора — известные литовские поэты, писатели, художники. Однажды карательный отряд гитлеровцев, не обнаружив партизан, всю свою бесчеловечную злобу выместил на мирных жителях — женщинах, детях, стариках. Они бывают разные. И больше других художники, его ученики. Ленина. Он стал лауреатом высшей премии — Ленинской — после создания памятника жертвам фашизма в селе Пирчюпис. Фигура решена спокойно, статично, декоративно, в народном характере, с глубокой внутренней динамикой, выражающей народную боль, ненависть, протест и веру во вновь возрождающуюся жизнь». Путь становления Йокубониса как мастера представляется прямым и ясным, творческий взлет — стремительным. В Каунасе изучал живопись, фреску, мозаику, в Париже — скульптуру; учился у французских мастеров школы Майоля. …Он возникает незаметно среди типичного литовского пейзажа и кажется органично слитым с дорогой, окружающими полями и перелесками. А сегодня в мастерской Г. Остается очень небольшой процент работ со знаком качества. Йокубонис — признанный мастер, народный художник СССР, профессор, один из ведущих советских скульпторов. В ней выражена вся тоска по родине, и начинается она словами:

Отчизна милая, Литва! Настоящее искусство требует самоотречения. Средства выражения у меня тоже всегда немногословны. У Леонардо да Винчи идеал другой — ясная, гармоничная, совершенная личность. Потому столь органично и естественно для художника его обращение к ответственнейшей теме — созданию образа В. Название этой литовской деревни болью отзывается в сердце каждого советского человека. Это корни нашего искусства, от которых нельзя уйти. В этом успехе была большая заслуга его учителей, их мудрость, их опыт. Здесь в день годовщины народной трагедии собирались женщины и оплакивали погибших. Напротив — всячески помогал проявить ученикам собственную фантазию, индивидуальное дарование. Одна рука крепко сжимает шаль под подбородком, другая — платок, которым женщина утирала слезы. Истерзанный чужбиной, Пою и плачу я лишь о тебе единой. Это было блестящее, новаторское произведение молодого скульптора, которому тогда исполнилось 30 лет, фактически вторая самостоятельная работа после окончания института. Был объявлен конкурс на лучший проект монументального памятника. Если можно так выразиться, это образ молчаливого, спокойного величия. Мы беседовали с Гедиминасом Альбиновичем Йокубонисом в его мастерской, расположенной почти в самом цейтре Вильнюса. Когда подходишь ближе, невольно все внимание притягивает лицо женщины. Образован был блестяще. Сегодня Г. Один из тех, кто создавал после Великой Отечественной войны литовскую советскую школу скульптуры. Они стремятся освоить разную технику, разные материалы — один любит дерево, другой охотнее работает в бронзе, камне; смело комбинируют материалы, ищут новые формы. Это был талантливый человек большой культуры, оказавший значительное влияние не только на наше поколение, но и на современное литовское искусство в целом. Йокубониса ждут все. Это, конечно, вымысел. Бывали даже курьезные случаи. Йокубонис горд успехами своих учеников. И. И в этой силе, стойкости человека — верный залог будущей жизни, которая возродится на пепелище. Гордо и спокойно несет она страдание, свою долю. Вспоминаю такой случай. Учился я у известного литовского скульптора Ю. После Победы правительство Литовской ССР приняло решение об увековечении памяти жертв Пирчюписа. Связь профессионального искусства с народным творчеством должна быть внутренней, глубинной. Но им я был недоволен и стал искать другое решение — трагический силуэт женщины-матери. В скульптуре «Матери Пирчюписа» я старался показать красоту человека, раскрыть мысль о том, что принесенные фашизмом смерть и муки не могут сломить человека и его готовности защищать мир, спокойствие, счастье,говорит Йокубонис.Много раз я слышал вопрос: кто явился прообразом моей героини? Ведь по их воле люди перестают интересоваться искусством, потому что оно теряет свою актуальность. Он воспел Литву, ее историю и народ с такой проникновенной силой, которая трогает и сегодня. Йокубониса идет работа над новым памятником поэту Адаму Мицкевичу. Что может быть хуже коммерческого взгляда на искусство? Работа над образом председателя колхоза в значительной степени подготовила скульптора к созданию памятника в Пирчюписе. Родился поэт недалеко от Вильнюса, в Белоруссии, учился в Вильнюсе, работал учителем каунасской гимназии. Скульптура предназначалась для выставки, в ней нет еще той чеканной обобщенности формы, которая придет позже, в следующих монументальных произведениях. В 1974 году он создал памятник поэту Майрони-су, установленный на центральной площади Каунаса, затем портретную скульптуру Чюрлениса для Каунаса. Микенаса. Успех был закономерен. Возьмем высокий пример — классическое творчество мастеров Возрождения. Посмотрели на не законченную еще работу и говорят: «Хорошо, чувствуется связь с народным творчеством. Я изобразил Владимира Ильича в минуты отдыха, гуляющего по саду. Но я не послушал совета. Самое ценное, что есть в сегодняшнем искусстве молодых,многогранность, своеобразие,считает Йокубонис.Молодые ищут свой идеал, путь в искусстве, героя. Вот как характеризовал он тогда свой замысел: «Фигура — основной акцент памятника. Йокубонис. Пирчюпис расположен в 40 километрах от Вильнюса в районе лесных массивов, где особенно сильно было партизанское движение. Внешние, наружные черты примитива не нужны. Его герои живут не в камерном, маленьком мире, а единой судьбой с народом, Родиной. Но глаза не делай, наметь только черточки, не больше». Для Йокубониса они были наполнены напряженной работой. Я считаю,говорит Йокубонис,что учитель гораздо больше дает ученику не во время учебного процесса, но прежде всего примером собственного творчества. Художник всегда должен быть настроен так, что именно сегодня потребуется наивысшее напряжение сил для создания чего-то необыкновенного. В пророках, Давиде, рабах и Сивиллах великий скульптор воплощал свое видение идеального человека. Самые возвышенные и святые чувства любви к Родине остро пробуждает образ величавой матери, одновременно скорбный и жизнеутверждающий. Ведь и в природе так же: сколько семян падает в землю — и сколько из них прорастает. Когда я делал памятник, ко мне в мастерскую зашли двое знакомых: один искусствовед, серьезный ученый, другой — художник. Можно ответить: и да и нет. Адаму Мицкевичу создано несколько монументов в Польше, во Франции, много скульптурных портретов, медалей. В глубоком раздумье стоит литовская крестьянка. Погибло 119 человек, среди них — 67 детей. Как глубока боль в ее глазах! Потому его произведения трогают и волнуют нас, говорят о лучшем в Человеке, о нашем замечательном современнике. В процессе работы замысел углублялся, полнее раскрывалось идейное содержание скульптуры. Никакой моделью при работе я не пользовался, хотя, конечно, бывал в Пирчюписе. Во время занятий Микенас говорил скупо, редко поправлял, но то немногое, что было им сказано, много значило, потому что подкреплялось его творчеством. Это настоящий хозяин земли, уверенный строитель будущего. Я много искал, прежде чем остановился на этом варианте. Для Микеланджело — это характер сильный, волевой, мужественный. Первый эскиз, например, изображал обелиск в виде обгорелой обломанной трубы. Здесь в 1944 году фашисты учинили зверскую расправу над мирным населением. Огромное влияние на творчество Микенаса оказало литовское народное искусство, которое он хорошо знал. Но городской шум не долетал сюда, здесь царила атмосфера сосредоточенности и тишины, которая всегда сопутствует труду большого художника. Однако он никогда не навязывал своих мнений. Они были загнаны в сараи и сожжены. Если же анализировать формы конкретно, то они принципиально отличны от произведений народных мастеров. Каждую новую работу Г. Плач по умершим восходит к своеобразному фольклорному жанру — причитаниям. В Литве памятники Йокубониса знает каждый, и республика по праву гордится им.

Комментарии закрыты.