Вы находитесь здесь: Главная > Литература > ЛитСнаб.ги. Литература+

ЛитСнаб.ги. Литература+

Полумесяц над Сеной

Как умирает старая Европа

Марио Варгас Льоса, «La Nacion Argentina»

© flickr.com, Gideon Райт

Безумие сюжета последнего романа Мишеля Уэльбека «Покорность», в котором мусульмане навязывают во Франции свои порядки, показывает страхи и предрассудки общества, не сумевшего воплотить в жизнь интеграционных идей мультикультурализма.

Только что прошли всеобщие выборы во Франции, и «мусульманское братство» одержало легкую победу. Опасаясь, что на выборах может победить Национальный фронт, возглавляемый Марин Ле Пен (Marine Le Pen), социалисты и республиканцы появились в победу мусульманам. Из Франции, которая была когда-то христианской, то гражданского, в настоящее время президент мусульманин — Мохаммед Бен Аббес.

Вопреки опасениям, националисты и ксенофобы не забили тревогу и, кажется, даже смирились с произошедшим, немного пошумев и совершив отдельных мелких преступлений. Но и о том благоразумные СМИ стараются умалчивать. Страна демонстрирует невиданную пассивность перед лицом исламизации, которая особенно быстро набирает обороты в научной среде. Саудовская Аравия щедро поддерживает университет Сорбонну, где преподавателям, желающим принять ислам, предлагает уйти в отставку хороших условий. Исчезает классы совместного обучения, а университетские дворики жили девушки в хиджабах. Новый ректор университета Редигер (Rediger), автор бестселлера под названием «10 вопросов об исламе», разошедшегося тиражом 3 миллиона экземпляров, защищая многоженства теории и практики: было две законных жены. С одной он прожил почти всю жизнь, зато другой силы, исполнилось 15 лет. Эту историю рассказывает Франсуа, странноватый преподаватель литературы, семь лет писавший докторскую диссертацию о Жорисе Карле Гюисмансе (Joris-Карл Huysmans) и опубликовавший одну-одну книгу — «Головокружение от неологизмов», для этого романисту XIX века. Старый холостяк, безразличный ко всему окружающему и неинтересный сам по себе, он никогда не интересовался политикой. Но она сама ворвалась в его жизнь, как порыв ветра, когда его выгоняют из университета за нежелание принять ислам, а его подруга Мириам вынуждена обратиться с изменением окружающей среды эмигрировать в Израиль вместе со всей своей семьей, как и большинство французских евреев.

Франсуа с невозмутимым фатализмом наблюдает за всеми этими большими переменами, происходящими вокруг него, особенно, как внешняя политика, Франция из всех сил пытаются приблизить Европу и в частности Францию, арабскому миру. Это, кажется, как состояние духа преобладает и среди своих соотечественников, утративших жизнеспособность и смирившихся с ходом развития событий, который, кажется, им так же неотвратимым, как землетрясение или цунами. Они даже не испытывают потребности к сопротивлению, заранее смирившись с превратностями судьбы. Достаточно прочитать несколько страниц этого романа Мишеля Уэльбека (Michel Houellebecq), чтобы понять, как подходит к роману название «Покорность» (Soumission). И в самом деле, речь идет о поверженном и побежденном народе, страдающем от невроза и меланхолии, который видит, как он самоуничтожается, но не готов и пальцем пошевельнуть, чтобы это предотвратить.

Хотя среда очень хорошо выстроен, а сам продукт является доступным с неослабевающим интересом, иногда возникает ощущение, что читаешь не роман, а психоаналитическое откровение о жутких призраках коллективного бессознательного, истязающего себя унижениями, неудачами, приведет его к медленной деградации и в конечном итоге к смерти.

Кажется немыслимым, что во Франции произошло нечто подобное, что говорится в «Покорности», так страшно одичание страны, первой провозгласившей права человека, колыбель революций, которые, как писал Маркс, планирует «штурмовать небо», давшей миру литературу, которая не будет принимать устоявшиеся во всей Европе порядки.

Возможно, такой пессимизм из-за того, что современная эпоха безжалостно издевалась над Францией, которая никогда не мог к ней приспособиться. Во-первых, он огромный государственный аппарат, кто его подавляет, берет на себя щедрые обязательства, которые не имеют финансирования, а терроризм, в то время как пустил корни в ее обществе, пропитанном неуверенностью и моральным разложением граждан. С другой стороны, ее политического класса, который постоянно деградировал и, кажется, полностью утратил способность обновления, не знает, как радикально и творчески подход к решению проблемы. Именно этим объясняется разума, рост Национального фронта и скатывание на позиции пещерного национализма, который, по его менеджеры предлагают в качестве средства для преодоления всех болезней.

Роман Мишеля Уэльбека дает эти призраки формой и содержанием, и, несомненно, вносит свой вклад в их распространение. Автор делает с литературным мастерством, ведя историю холодным и нейтральным образом. Трудно не чувствовать некоторое сочувствие к Франсуа и подобным несчастным, которые попадают в беду, но не сопротивляться событиям, не несущим в себе «ничего фатального», как сказал бы добрейший мсье Бовари. Но все это не более, чем мираж, и после того, как исчезает очарование читать, нужно обязательно связать художественный вымысел с реальным миром.

Действительно, мусульманское население во Франции очень много, по сравнению с другими странами Европы, но необходимо сразу же отметить, что она и не менее интегрированы в общество, что и является причиной возникающей время от времени, напряженности и вспышки насилия.

С другой стороны, важно напомнить, что жертв террора, развязанного фанатиками-исламистами, сами мусульмане, так что представлять это сообщество чем-то одним в политическом и идеологическом отношении, —как это делает в своем романе Уэльбек — вряд ли будет правильно. Также следует помнить и о том, что общество, имея самые передовые позиции в мире, социальные вопросы, особенно то, что касается отношений между мужчин и женщин, гендерного равноправия и прав человека в целом, может скатиться к средневековым нравам, таким как многоженство и дискриминация женщин. А это может произойти так же легко, как описано в «Покорности». Подобные домыслы не идут ни в как сравнение с самыми смелыми полетами фантазии.

И еще, кроме всего этого моря лжи, в книге Мишеля Уэльбека правильное утверждений, которые завоевывают читательские симпатии и берут верх надо всем остальным. Вся эта зловещая фантазия питается предрассудками, ксенофобией и паранойей. Она есть не что иное, как ложь, ощущением, что будущее принадлежит силы, против которых обычный человек бессилен, а он нет другого выхода, кроме как подчиниться ему или свести счета с жизнью. Неправда, что свободы нет, а люди только слепые исполнители кем-то написанный сценарий. Всегда можно сделать что-то, что побороть неблагоприятные обстоятельства. Если, как пишет автор, «Покорности», фатализм, безусловно, был сильнее в истории, то мы никогда не вылезли бы из пещер. Именно из-за непокорности стало возможным прогресс. Жизнь с ощущением поражения, как это происходит с персонажами романа, дает достаточно жалкое представление о человеке. Франсуа подчиняются тому, кто считает своей судьбой. В конце книги возникает подозрение, что, несмотря на свои секреты и подавляющее отвращение ко всему происходящему, он все равно будет ислам, что даст ему возможность еще раз учить в Сорбонне, подготовить издание романов Гюисманса и, возможно, как и Редигеру, иметь несколько жен.
Текст: Марио Варгас Льоса
Источники: «La Nacion Argentina»; inosmi.ru

Комментарии закрыты.

Translate »