Вы находитесь здесь: Главная > Литература > ЛитСнаб.ги. Литература+

ЛитСнаб.ги. Литература+

Орден желтого флага

О книге Виктора Пелевина «Смотритель»

// chaskor.ru

Пелевина знают и читают. Галлюциногены, дзен-буддизм, великая русская идея – пелевинщина, – говорит масс. Каждый год новая книга, огромные тиражи, переиздания. Его знают даже те люди, очень далеко от литературы. Пелевина читать модно. Издатели это прекрасно понимают, и новый роман Пелевина «Смотритель» выходит в двух книгах: «Орден желтого флага» и «Железная бездна».

Действие романа разворачивается, Идилиуме – в мире, созданном Павлом Первым Францом-Антоном Месмером и Бенджамином Франклином, повстречавшимися в Париже семнадцатого века. Мир, созданный воображением Павла, увлеченного алхимией, эзотерикой и масонством, в него могут войти другие люди и даже предметы, с помощью специального устройства-танк – эдакая смесь Нолановского «Начала» и «Воображляндии» из Южного Парка. Идилиум заполнены атрибуты эпохи Павла – карнавальные черные маски, шляпы-треуголки, татуировки на головах, изображающие парик, оружие тех времен, алхимия. Павел становится Смотрителем этого мира, человеком, власти которого руководство божественную силу Флюид. Заговор и убийство императора в нашем «Старом» мире – только инсценировка, позволившая Павлу выйти в Идилиум с концами.

«Детство, проведенное в строгости, — залог счастья в зрелом возрасте. Просто потому, что обойденному усладами долго не надоест все то, что пресытится человек, утопавший в развлечениях с младенчества.»

Главный герой, от лица которого ведется рассказ, — Алексис де Киже – как это у Пелевина заведено, рефлексирующий молодой человек, с пытливым умом и философские жизненные позиции, избран судьбой для физических и метафизических, часто не до конца понятных, достижений в эпических масштабах. Двадцатидвухлетний монах из «Ордена желтого флага» (одноименного с первым томом романа) выросли в точности, и теперь готовится стать Смотрителем. Как советовал Гурджиев, первичные потребности должны быть удовлетворены, чтобы добиться большей производительности, и наш герой получает спутницу жизни. В романе «S. N. U. F. F.» Пелевин дал ему девушку-биоробота, которую можно запрограммировать под себя. В «Смотрителе» автор, еще более отчетливо показывает свое видение женщины и ее роли: Алексис выбирает девушка в каталог, ее с детства готовили стать спутницей своего мужа.

История начинается с отрывки из дневника Павла Алхимика, то мы увидим Алексиса, вышедшего на финишную прямую в плен. Неизбежно приближается. Пелевин стебется, заполняя мир вокруг аналогиями и карикатурами в общество потребления, — спокойно выдает свежий «пелевинские» афоризмы (фашисты, по обязанности, болгары-жопники и т. д.), в целом имеет бренд. Смотритель, оказывается, могут общаться с медиумами из нашего «Старого» мира, принявшими расширяющие сознание препараты. Один из них снимает гипсовый слепок руки Алексиса(обложка романа), и пытается убедить его, что он – дух Павла Первого, который ушел в пустоту и не переродился, канонам тибетской Книги Мертвых, а застрял в своеобразном лимбе, и галлюцинирует, меняется сама личность. И когда читатель уже знает, как понять, что происходит, когда накапливается уже слишком много вопросов, сюжет обрывается, продолжение обещается в этой книге, в лучших традициях качества многосерийных фильмов. Вообще многие последние произведения Пелевина написано довольно кинематографично: самобытные миры, которые могут очень ярко режиссерски забронировать. Но почему-то не экранизируют (за исключением совсем неплохого «Generation P»), может боятся не дотянуть до оригинала.

«Что ждет теперь? Счастье? Или, может быть… смерть? Не принесут ли меня в жертву во время какого-нибудь жуткого ритуала, есть такая тайна, что я об этом никогда даже не слышал?

Добравшись в своих мыслях до этого места, я понял — покаяние закончено. Как мало я успел нагрешить, подумал я с усмешкой, гожусь на роль агнца.»

Многие говорят: «Типичный Пелевин! Ничего нового!» Частично да, но ведь за это почитатели его и любит. Может, Пелевин подчеркнул для себя многие проблемы современности, кто проливает свет в своих произведениях, указывая на них по-разному, вплетая в сюжет, из раза в раз, как учитель учит ученика. Ждем второй части, чтобы увидеть всю картину.

Текст: Никита Пушо

Источник: Дистопия

Комментарии закрыты.