Вы находитесь здесь: Главная > Культура > Выдающийся русский хореограф Борис Эйфман отмечает 70-летие

Выдающийся русский хореограф Борис Эйфман отмечает 70-летие

22 июля выдающемуся российскому хореографу, народному артисту России, художественному руководителю Санкт-петербургского государственного академического балета Борису Эйфману исполнилось 70 лет.

За много лет работы Эйфман был удостоен многочисленных наград: он неоднократный лауреат театральной премии «Золотой Софит», Национальной театральной премии «Золотая маска» (1996, 1999), премии «Триумф» (1996). Эйфман награжден орденом «Мир и гармония» в категории «Новое слово в хореографии», награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степени, является кавалером французского ордена Искусств и Литературы.

Эйфман поставил около 50 балетов, и его труппа в любой точке мира собирает «аншлаг».

В честь юбилея в Санкт-Петербурге пройдет ряд мероприятий, среди которых большое шоу «Борис Эйфман. Юбилей» на сцене Александринского театра, которая состоится 22 июля. Программа будет включать в себя фрагменты из знаменитых постановок хореографа, которые отражают основные этапы его творчества. Зрители смогут увидеть на сцене «Анна Каренина», «Роден», «Up & Down», «Чайковский. PRO et CONTRA» и др.

Сегодня, в фонде «санкт-Петербург фотолетопись» открылась выставка Игоря Метельского «Эйфмана Балет. Что не видит зритель», в которой представлены фотографии, сделанные на репетиции труппы Санкт-петербургского государственного академического балета Бориса Эйфмана. Выставка открыта для всех желающих 11 августа.

В здании Ju. Добберт, в интерьерах памятника деревянной архитектуры XIX века, был открыт в августе прошлого года после реконструкции и реставрации, представлен ряд инсталляций, подготовленных театральных художников Яна Глушанок и Юрием Сучковым. В экспозиции, которая длится почти 50-летний период творческой жизни хореографа, представлены эскизы костюмов и декораций знаменитых постановок балета Эйфмана, тесты и фотографии сцены, плакаты, реквизит театральный, а также личные вещи Бориса Эйфмана, многие из которых будут демонстрироваться впервые.

Тот же знаменитый хореограф, накануне своего дня рождения рассказал в интервью РИА «Новости» на главном направлении своего театра, принципы составление своего репертуара, о критериях отбора исполнителей, авторов, вдохновение, для создания балетов, и о том, почему его называют хореографом-философом.

Эйфман подчеркнул, что мир нуждается в балет нового тысячелетия с его высокой пластичности и интеллектуальной собственности. «Художники танцев необходимо найти новые идеи и творческие ресурсы, чтобы сделать шаг вперед ХХ века (в котором все еще находится балета искусство) в XXI веке», — сказал он.

По словам хореографа, «современный зритель не должен выбирать между «лебединое озеро» и образцы хореографического абстракция-это абсурд». «Я ни в коем случае не призываю предать забвению достижения наших великих предшественников. Наоборот: их нужно тревожно, чтобы запомнить. Но в то же время мир нуждается в балет нового тысячелетия с его высокой пластичности и интеллектуальной собственности», — пояснил мастер.

Президент РФ Владимир Путин, поздравляя России, с юбилеем, назвал Бориса Эйфмана «настоящим Мастером и творцом». «Он по праву считается представитель национальной хореографии искусства, настоящий Мастер и творец, — подчеркнул президент. — Вы никогда не шли по проторенному пути — неиссякаемая энергия, талант и верность призванию помогли вам создать свой театр пространство, реализовать немало впечатляющих творческих проектов, стал важным событием в культурной жизни нашей страны, других стран». «Важно, что сегодня Вы много и вдохновенно работы, сохраняете неизменную приверженность к окружающей среде художественных идеалов и принципов, — сказал Путин. — И всегда открыта для удивительных идей и проектов».

Борис Янкелевич Эйфман родился 22 июля 1946 года в городе рубцовске Алтайского края в семье инженера Янкеля Борисович Эйфмана и врача Клары Марковны Kuris.

В 1951 году вместе с семьей переехал в Кишинев (Молдова), где в 1964 году окончил хореографическое отделение Кишиневского музыкального училища.

С 1962 по 1966 прямым детской хореографической студии Дворца пионеров.

В 1966-1972 годы изучал балетмейстерском отделении Ленинградской государственной консерватории. Римского-Корсакова по классу Георгия Алексидзе.

Первая постановка и дипломной работой Эйфмана стал балет «Гаяне» (музыка Арама Хачатуряна).

В 1970-1977 года лет работал балетмейстером Ленинградского хореографического училища (ныне Академия русского балета имени а. я. вагановой). Во время работы он поставил спектакли «Жизни встреча», «Встреча», «Души прекрасные порывы…», «симфония», «Фантазия», «Прерванной песни», который прошел на сцене Театра оперы и балета. Кирова (ныне — Мариинский театр). Затем он создал фильмы-балеты: «Икар», «Вариации на тему рококо», «Блестящий дивертисмент», «Три сочинения», «Кровавое солнце».

В 1975 году на сцене Кировского театра состоялся спектакль «жар-птица» (музыка Игоря Стравинского).

В 1977 году Борис Эйфман создал авторский театр — «Ленинградский Новый балет» (в настоящее время Санкт-Петербургский государственный академический Театр балета под руководством Бориса Эйфмана).

С этой авиакомпанией он поставил свои первые спектакли: «Только любовь» (муз. Родион Щедрин), «Искушение» (муз. Рика Уэйкмана), «Под покровом ночи» (муз. Бела Барток), «Вырезать песня» (муз. Вторую победу подряд Калныньша), «двухголосие» (первые треки Pink Floyd).

Смелый эксперимент стал одним из первых балетов театра «Бумеранг» на музыку Pink Floyd, включая The New York Times опубликовала статью под заголовком «Борис Эйфман — человек, который осмелился». Принесли балетмейстеру репутацию «хореографического диссидента» и заставили критиков говорить о новых тенденциях в русский балет.

За годы своей деятельности Борис Эйфман создал около 50 балетов: программа камерной музыки балетов («Автографы», «Метаморфозы»), балеты-буфф («Безумный день или Свадьба Фигаро», «Двенадцатая ночь», «Интриги любви»), балеты-притчи («Легенда»), балеты-сказки («жар-птица», «Пиноккио»). Признание получили работы «Чайковский», «Я-Дон Кихот», «Красная Жизель», «Русский Гамлет», «Анна Каренина», «Чайка», «Онегин», «Роден», «По ту сторону греха», «Реквием».

В 2009 году на сцене Александринского театра состоялась премьера балета «Онегинъ.Онлайн». По словам Эйфмана, приставка «online» в названии предназначен, чтобы подготовить зрителей к тому, что они видят не совсем то, что читал в романе Пушкина.

В феврале 2013 года Санкт-Петербургский театр балета Бориса Эйфмана в Большом театре показали спектакль «Роден», который был номинирован на премию «Золотая Маска» в категории «Лучший балетный спектакль». И в октябре хореограф представил московской публике балет «По ту сторону греха» по мотивам романа Федора Достоевского «Братья Карамазовы».

В 2014 году хореограф носил в Москве балет «Реквием».

В 2015 году Борис Эйфман представил балет «Up & Down» комплекс романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Ночь нежна», с которой он гастролировал по Европе и США.

Комментарии закрыты.