Вы находитесь здесь: Главная > Общество > «У всего есть своя цена». Что прибалты и скандинавы делают из мусора и как на этом зарабатывают

«У всего есть своя цена». Что прибалты и скандинавы делают из мусора и как на этом зарабатывают

Истoчник мaтeриaлa:
Tut.by

Чтo в   другиx стрaнax прoизвoдят из   мусoрa, кaк рaстят чистыe пoмидoры нeдaлeкo oт   пoлигoнa oтxoдoв, мoжнo   ли зaрaбoтaть нa   стaрыx шинax и   ктo плaтит пo   400   eврo зa   трeш-сумки? Сoбрaли три истoрии o   тoм, кaк в   Лaтвии и   Финляндии рeшaют вaжную экoлoгичeскую прoблeму и   зaрaбaтывaют нa   мoднoй сeгoдня тeмe   — мусoрoпeрeрaбoткe.



Истoрия 1-я: Кaк «мусoрным» гaзoм oтaпливaют тeплицы, в   кoтoрыx рaстят пoмидoры зa   4   eврo


Сeгoдня нa   пoлигoнe бытoвыx oтxoдoв в   Гeтлини нe   мoгут пeрeрaбoтaть тoлькo дeсятую чaсть привeзeннoгo из   Риги и   ee   oкрeстнoстeй мусoрa

Мы   стoим пoсрeди сoртирoвoчнoгo зaвoдa. Пoсрeди   — знaчит, чтo спрaвa, слeвa, спeрeди, сзaди, свeрxу и   снизу пo   трaнспoртeрaм eдeт мусoр. Я   пытaюсь дышaть кoрoткo и   чeрeз шaрф, a   диктoфoн мeдлeннo пoкрывaeтся пылью, кoтoрaя прилeтaeт с   кoнвeйeрoв. Сквозь грохот доносятся слова работников: что сортируют, как работают, сколько зарабатывают. Переходим с   лестницы на   лестницу   — на   одном участке отделяют биомусор, на   другом   — магнитом притягивается металл, дальше   — сортируют пластик. Машины отбирают то, что можно использовать повторно, то   есть продать. На   линии, кроме нас и   провожатых, нет никого   — все автоматизировано. На   смене тут работает всего четыре человека   — зарплата у   них, кстати, больше тысячи евро.



Мусор прогоняют по   всем лентам   — так отсортировывают то, что сегодня можно переработать и   продать

На   заводе довольно громко, но   звук, похожий на   выстрел, который раздается вдалеке, перебивает этот шум   — так время от   времени тут разгоняют чаек, которые садятся на   полигон. Но, кажется, далеко они не   улетают   — птиц тут очень много.


Есть что-то необычное в том, что на   полигон мы   приехали на   дорогущих Jaguar i-PACE и   Range Rover Evoque. Бренд декларирует постепенный отказ от   двигателей внутреннего сгорания, снижение выбросов и   использование в   производстве экологичных современных материалов, поэтому тема нынешней автоэкспедиции, которую ежегодно проводит дилер «Атлант-М Британия»,   — экология.



У   въезда на   полигон есть заправка для электромобилей

На   самом деле, если отойти метров триста от   сортировочного завода, можно вообще не   заметить, что мы   находимся рядом с   грудой мусора   — запаха нет, чистые офисные помещения, неподалеку от   которых расположены теплицы.



«Гетлини»   — самый крупный сегодня полигон бытовых отходов в   Латвии, сюда свозят мусор из   Риги и   21 самоуправления Рижского района.


Старая гора, на   которой еще в   советские годы складировали несортированный мусор, была открыта в   70-е. Сейчас она поросла деревьями. Мусор свозят на   новую гору   — полигон уже не   принимает опасные отходы, например, батарейки, аккумуляторы, бытовую химию и   люминесцентные лампочки. Поэтому грузовики с   мусором при въезде проходят через рентгеновскую рамку   — определить, не   везут   ли чего-то неподходящего.



На   заводе сортируют два вида металла   — черный и   цветной, два вида пластика   — легкий и   тяжелый. Отсортированное прессуют и   упаковывают в   специальные тюки. Это все потом продадут туда, где смогут переработать, например, в   Польшу.



Спрессованный пластик, скорее всего, продадут в   Польшу

Строительный мусор перерабатывают на   месте в   «Гетлини»   — из   него делают щебенку, которую потом тоже можно продать.



Крупногабаритные отходы, например, мебель, сразу везут на   гору   — их   захоронят безопасным для окружающей среды способом. Сюда   же отправляют то, что сегодня переработать нельзя,   — старую обувь, синтетические вещи, те   же   памперсы. Не   перерабатывается примерно десятая часть того, что привозят на   полигон.


Биомусор, который за   счет веса несложно отделить от   всего остального   — тоже отправляют на   полигон. В   течение пяти лет из   него будут получать полигонный газ.



Рядом с   теплицами из   «мусорного газа» производят энергию

—   Органические вещества гниют, и   производится газ, похожий на   природный. Газ легкий, исчезает, как и   пузырьки из   газированной воды, если открыть крышку,   — объясняет наш экскурсовод, руководитель проектов «Гетлини Эко» Анда Зандберга. —   Но   мы   умеем его собирать. Ставим трубы, всасываем с   помощью насосов, очищаем и   охлаждаем. Чистый газ сжигаем   — так получаем электричество и   тепло.


Соотношение такое: 40%   — электроэнергия и   46%   — тепловая энергия. Ежегодно предприятие продает в   сети около 35 ГВт∙ч электроэнергии. Тепло   же здесь считается побочным продуктом.


—   Оно уходит на   обогрев рабочих мест, подогрев реактора водоочистных устройств… и   на   отопление теплиц.



Теплицы занимают площадь, сравнимую с   площадью шести хоккейных коробок

Идея использовать побочное тепло таким образом возникла на   полигоне в   2011 году. Сейчас на   территории предприятия работают современные теплицы, площадь которых равна площади шести хоккейных площадок. Всего тут растет 25   000 саженцев, в   год они дают приблизительно 500 тонн томатов   — помидоры как культуру агрономы выбрали именно из-за их   теплолюбивости.


Растения высаживают не   в   землю, а   в   минеральную вату. Кусты «подвешены на   грядках»   — на   расстоянии 70   см от   поверхности земли. К   ним подводится артезианская вода и   минеральные вещества.



В   теплицах работает примерно 20 человек, они передвигаются между «грядками» по   рельсам на   специальных машинах


Опыляют растения шмели, которых привозят из   Бельгии. Когда в   «Гетлини» только начинали выращивать помидоры, шмели умирали раньше положенного срока. Стали разбираться   — оказалось, они перетрудились. Теплицы освещаются в   среднем 17 часов в   сутки, а   пока есть свет, насекомое работает. Теперь на   шмелиных домиках после обеда закрывается дверка   — чтобы насекомые отдыхали.


Саженцы в   теплицах высаживают в   конце лета, в   ноябре уже собирают урожай. Сезон длится до   августа. Снимают помидоры два раза в   неделю   — по   вторникам и   четвергам, в   неделю   — примерно 15 тонн томатов.


В   теплицах шутят: главный агроном Гунтар Страутс огурцы любит больше томатов, поэтому со   временем здесь начали выращивать и   их.



В   огуречной теплице другой микроклимат, установлены счетчики, чтобы выполнять требования по   энергоэффективности. Помещение оборудовано ltd-освещением, основные источники света   — над растениями, а   в   три раза слабее   — между ними. Оно обеспечивает урожай круглый год.



Кстати, овощи, выращенные у   мусорного полигона, совсем не   дешевые   — помидоры в   фирменном магазине стоят 4,2   евро, огурцы   — 3,2   евро.


—   Неужели покупают?


—   Да, на   Пасху у   нас даже очередь стояла   — все знают, что это местное, чистое, вкусное, все приходят, чтобы купить свое,   — говорит Анда.



История 2-я: Как из   старых шин одного авто можно произвести метр покрытия для детской площадки

В «Гетлини» не   принимают старые шины, их   в   Латвии перерабатывают другие предприятия. Одно из   них   — Eco Baltia, около месяца назад оно открыло филиал в   Тукумсе.



Несмотря на   тестовый режим, территория уже загружена шинами   — за   неделю до   нашего визита привезли шесть груженых машин, ожидаемая мощность предприятия   — переработка 70 тонн в   неделю.


Некоторые компании в   Латвии делают специальные отчисления   — шины на   переработку они могут поставлять бесплатно. Если отчислений не   было, сдать шины можно за   деньги. Принимают их   и   от частных лиц, они могут отнести старые шины в   пункты приема бесплатно.



Андрис Жимелис уверен, что у   всего есть своя цена   — у   этих «шинных» гранул тоже

—   Их   можно переработать на   гранулы, и   это уже не   кошмар, это продукт, который можно использовать. У   всего есть своя цена,   — образно говорит руководитель проекта Андрис Жимелис.


Он   объясняет: сотрудники Eco Baltia забирают шины в   пунктах приема, сортируют, достают из   них корд и   отправляют на   переработку   — шины режут и   производят «полуфабрикат». Из   него после сделают «чипсы», которые станут топливом для железобетонного завода. Материала, который пойдет на   сжигание, за   неполный месяц работы продали примерно 30−40 тонн. Рассчитывают реализовать и   металл, который достали из   шин.


Другая часть материала пока остается на   предприятии   — в   контейнерах хранятся гранулы.



—   Делаем тесты   — производим гранулы побольше, помельче, рассылаем пробники по   предприятиям, чтобы они смогли определить, как их   использовать. Заказали тесты и   в   университете, мы   им   даем ассортимент, а   они определяют, сколько там металла, какая текстура.



В   производстве Range Rover Evoque использовались вторичные материалы

В   перспективе гранулы планируют использовать для производства специальных покрытий, например, для детских площадок. Четырех шин от   одного авто хватит примерно на   1 кв. метр такого покрытия.


—   И   есть на   него спрос?


—   Конечно. Мы   сейчас начинаем работать с   теми, кто производит покрытие. Неважно, в   Латвии, или Литве, или Украине   — кто будет заинтересован, тому и   продадим.



История 3-я: Как продавать «мусорные мешки» по   400   евро

В   одном из   шоу-румов дизайнерского района Хельсинки мусором украшена витрина. Кажется, все то, что мы   недавно видели на   латышском сортировочном заводе, развесили у   входа. Но   никакого запаха тут, естественно, нет.



Зато есть обрезки кожи лося и   даже лосося. Здесь выставляют Lovia trash bags   — мусорные мешки, если перевести дословно.



Lovia   — стартап, участники которого забирают обрезки кожи с   предприятий, и   из   того, что обычно выбрасывают, делают дизайнерские сумки. Один из   сохраненных таким образом материалов   — действительно кожа лосося, после обработки и   покраски похожая на   змеиную.



Лососевая кожа   — в   центре

Фишка стартапа   — описание цены. На   своем сайте они рассказывают не   только, из   чего сделана сумка, откуда взят обрезок кожи, но   и   подробно расписывают, что включено в   цену   — работа мастера, налоги, оплата аренды шоу-рума, доставка и   упаковка и   пр.


Впрочем, это не   значит, что дизайнерскую вещь вам продадут по   себестоимости. Чтобы поддержать проект, его создатели предлагают заплатить в   несколько раз больше. Цены на   «мусорные сумки» доходят до   400   евро.


И   тем не   менее их   заказывают и   покупают, экология сегодня   — очень модная тема.



Благодарим за   организацию экоэкспедиции дилера Jaguar Land Rover в   Беларуси «Атлант-М Британия», а   также партнеров проекта   — Технобанк и   Латвийское внешнеэкономическое представительство в   Республике Беларусь.

 

Комментарии закрыты.